Василий Ермилов
(1894-1967)

Ермилов Василий Дмитриевич, украинский художник, один из ведущих мастеров украинского авангардизма первой половины 20 в.

Родился в Харькове 9 (21) марта 1894 в семье портного. В 1905-1909 учился в местной школе декоративной живописи и, окончив ее, зарабатывал на жизнь, расписывая интерьеры. В 1910 поступил в Харьковское художественное училище, но, недовольный слишком консервативной системой преподавания, оставил его и занимался в школе-студии Э. А. Штейнберга и А. Н. Грота. Приехав в Москву (1911), на следующий год поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества, но быстро бросил (по тем же причинам) и его, после чего посещал студии И. И. Машкова и П. П. Кончаловского. В 1914 вернулся в родной город. Участник Первой (1915-1918) и Второй (1941-1945) мировых войн. Примыкал к харьковской футуристической группе "Семерка" (1918) и "Ассоциации революционного искусства Украины" (АРМУ; с 1927). Испытал влияние В. Е. Татлина.

Творческая зрелость Ермилова совпала с революцией. Занимая с 1919 руководящие посты в системе харьковского художественного образования (под его началом местное училище было преобразовано в 1921 в техникум, по авангардности своей не уступающий московскому Вхутемасу - Высшим художественно-техническим мастерским), будучи также главой изо-секции Украинского телеграфного агенства (УкРОСТА), Ермилов украшал город к массовым политическим мероприятиям, расписывал агитвагоны и рабочие клубы. Наиболее крупные работы такого рода (к примеру, конструктивистская "ростральная колонна", возведенная к 10-летию Октября, 1927) сохранились лишь в виде старых фото. Помимо живописи и дизайна (с 1922 он совмещал их в серии ярких контррельефов или "живописных объектов" из дерева и металла) мастер успешно экспериментировал и в сфере фотомонтажа. Агитационные задачи не мешали этим произведениям существовать и в виде самоценных арт-объектов: так, в серии особого рода "мемориальных досок" ("Горки", 1924, галерея Шлегль, Цюрих; и др.) буквы и цифры превратились в изящные этюды абстрактно-геометрической комбинаторики. Дизайнерские эскизы художника (для интерьеров харьковского Дома пионеров, 1934-1935) тоже принимали вид самодостаточных живописных абстракций, красочно-декоративных и, несмотря на скромный масштаб, монументальных. Художественные концепции, жизнь форм брали здесь верх над пропагандой, и в этом смысле обвинения в "формализме", которые сыпались на Ермилова, были по-своему логичны.

В поздний период он продолжал преподавать и работать оформителем (правда, уже не площадей и улиц, а "красных уголков"), время от времени обращаясь и к монументальным, но уже чисто "воображаемым", не рассчитанным на конкретное воплощение проектам ("Монумент ленинской эпохи", 1961; проект мемориального музея Пикассо, 1967). Его студия, наглядно сохранившая дух конструктивизма 1920-х годов, притягивала оппозиционно настроенную творческую молодежь.

Умер Ермилов в Харькове 4 декабря 1967.

Рельефы Ермилова в Web-Галерее